KARTz.RU
кушаешь морковь – встанет вновь и вновь

Диплом Саши Башлачёва. Часть 3.

Декабрь 27th, 2009

ГЛАВА ПЕРВАЯ РОК ПРОТ??В РАКЕТ

На протяжении всей истории рока одной из основных тем, волновавшей умы юных авторов, была антивоенная тема. Начало ей положили первые песни протеста против американской агрессии во Вьетнаме. С тех пор внимание рок-музыкантов к «горячим точкам» планеты еще больше возросло.

Рок-музыка всегда остро реагировала на гражданскую боль, на любую социальную несправедливость. В качестве примеров назовем известный концерт Дж. Харрисона «Бангладеш», сбор от которого пошел в пользу нуждающегося народа молодой республики, гневную песню П. Маккартни «Верните ??рландию ирландцам», двойную пластинку, записанную на концерте в Лондоне с участием виднейших британских рок-групп «Уингз» /»Крылья»/, «Ху» /»Те, кто»/ и др., организованном тем же П. Маккартни при помощи Генерального секретаря ООН К. Вальдхайма /сбор от пластинки пошел в фонд кампучийского народа/, многие песни Дж. Леннона.

Вспомним концерт во Дворце ООН, организованный известной певицей Д. Саммер и группой «Би Джиз», сбор от которого пошел ЮН??СЕФ, традиционный фестиваль «Рок-81″ в Англии, прошедший под девизом «Нет – нейтронной бомбе!», фестиваль рок-музыки в Австрии, символом которого стала красная гвоздика, укрепленная рядом с микрофоном. Сегодня в странах Западной Европы и Северной Америки существует организационно оформленное объединение «Рок-музыканты за мирный атом».

Что касается Западной Германии, то подобное социально-тенденциозное течение в молодежной музыке получило несколько лет назад имя «Рок против ракет». В настоящее время оно является заметной частью движения сторонников мира в ФРГ. Многие музыканты, сознающие угрозу войны, отдают свои голоса делу обеспечения Мира па планете, делают свою песню оружием против опасных замыслов Пентагона, НАТО и бундесвера, против правых кругов ФРГ, стремящихся помешать процессу разрядки, против неонацистов, проповедующих расистское превосходство нации, вражду и антикоммунизм.

Рок-концерты, об одном из которых рассказал корреспондент АПН Е. Бовкуп в материале, рассмотренном выше, явились прообразом обширных, многочасовых и представительных программ «Рок против ракет», которые ГКП, СНРМ и ШЛО «Спартак» организуют во время массовых форумов мира и фестивалей молодежи.
Примером такого фестиваля может служить традиционный фестиваль молодежи, состоявшийся в июне 1981 года в г. Дортмунде.

Фестиваль проходил под лозунгом «За мир без ракет». Его организаторы ставили перед собой цель – еще раз продемонстрировать волю тысяч молодых людей к миру, еще раз громко и открыто заявить общественности ФРГ социальные требования молодежи. В эти дни в Дортмунде собрались более 200 тысяч молодых людей со всей Германии – их привлекла праздничная дружеская атмосфера фестиваля, веселые ярмарки, выступления многочисленных театральных коллективов, известных поэтов, и, конечно, насыщенная 600-часовая программа рок-музыки, исполнители которой выступали одновременно на семи городских сценах под общим лозунгом – «Рок против ракет – рок против правых!».

Вместе с печатью СНРМ и Союза студентов-марксистов газета ГКП «УЦ» широко анонсировала предстоящую музыкальную программу. По ее страницам прошлись «парадом» приглашенные исполнители рока.

Знакомя своих читателей с участниками программы, «УЦ» стремилась в рамках коротких информационных сообщений выделить и охарактеризовать прогрессивные элементы творчества исполнителей и коллективов, пожелавших принять участие в этом политическом мероприятии.

Впервые эмблема Дортмундского фестиваля молодежи появилась на страницах «УЦ» в номере от 25 марта 1981 года. Номер содержал восьмиполосное приложение, которое было подготовлено «УЦ» совместно с редакцией журнала СНРМ «Элан», что проявилось в особенностях оформления, полиграфических приемов, характерных для «Элана».

Значительная часть приложения была посвящена планируемой рок-программе. Газета не случайно уделила этой части общей художественной программ фестиваля такое внимание – во-первых, рок-музыка, популярная среди молодели, содержит мощный эмоциональный потенциал, и, при должном содержании, способна стать одной из эффективных форм достижения целей фестиваля; во-вторых, именно рок-музыка, по замыслу организаторов, призвана привлечь тысячи молодых людей в Дортмунд, сплотить их. Придавая особую роль в организации и проведении предстоящего форума рок-музыке, печать коммунистов, и в первую очередь «УЦ», на протяжении нескольких месяцев подготовки фестиваля включает в редакционный план постоянную рубрику «На фестиваль в Дортмунд», посвященную этой части культурной программы.

Сноска:
1. Впервые рубрика появилась в номере «УЦ» от 25.03.81.

Но вернемся к мартовскому приложению, которое сосредоточило в себе основные формы подачи анонсирующих материалов.

Приложение открывается необычно большим по размерам символическим фотоснимком – огромный зал, залитый лучами прожекторов, на сцене которого выступает рок-группа. Ниже находится сообщение: «Двадцатое июня мы встретим на празднике Ночи мира в Дортмунде, где будет звучать наша музыка – наш голос, выражающий наши требования. В концертном зале «Вестфалия» всю ночь – «Рок против ракет!».

Представляя участников концертной программы, газета сопровождает информацию непременными аннотациями, характеризующими политическую основу их творчества, идейную направленность выступлений. ??ными словами, редакция настойчиво подчеркивает политическое кредо каждого исполнителя.

Например: «Латиноамериканская группа «Лос Халлас» /»весельчаки»/ – синтез рока, джаза, симфонических мотивов и мелодий Андских гор. Эта музыка против чилийского фашизма.» ??ли: » «Фестиваль немыслим без Флоя де Колона», хорошо известного своими резкими, актуальными текстами. На сцене «Вестуалии» Флой споет свои новые песни против ракет!». «Рональд Таксон Джексон привезет нам новые песни, направленные против президента Рейгана, чья популярность среди американской общественности стремительно падает…».

Читая фестивальные материалы, нетрудно заметить, что редакция стремится к тому, чтобы отчетливо был слышен голос самих музыкантов. С этой целью «УЦ» предоставляет газетную площадь выступлениям непосредственных участников рок-программы или прибегает к интервью. Такие материалы дают возможность музыкантам выразить свое отношение к предстоящему фестивалю, самим определить его цели и задачи, самим рассказать читателю, почему они решили выступить против ракетной угрозы.

Так, лидер известной голландской группы «Ботс»/ «Удар»/ заявил: «На Фестивале молодежь соберется не только для того, чтобы просто послушать рок-музыку. Наша встреча имеет благородный смысл – выступить против угрозы миру. Мы хотим , чтобы люди задумывались над венами, о которых мы поем. Я не хочу быть пассивным, когда речь идет о мире. Я хочу приехать не фестиваль, чтобы принять участие в этом политическом мероприятии».

В интервью с корреспондентом «УЦ», участники гамбургской группы «Лидеръян» сказали: «Наша цель – опровергнуть мнение, что Германия в условиях современной глобальной угрозы миру может оставаться лугом с голубыми цветочками, тучными коровами и сказочными шатрами. На фестивале мы выступим под девизом «Песня и стихи – против ракет!».

Несомненно, что подобные материалы, выражающие творческую и гражданскую позицию молодых музыкантов, стали действенной пропагандой целей фестиваля, заставили читателя «УЦ» задуматься над собственным отношением к затронутому вопросу, явились, наконец, своеобразными приглашением к участию в Ночи мира.

Нередко, желая представить творчество той или иной рок-группы, под рубрикой «На фестиваль в Дортмунд» редакцией помечался в качестве самостоятельного материала текст песни, авторство которой принадлежит музыкантам. Западногерманская рок-группа «Бэкборд» /»Прямая спина»/ представлена на страницах «УЦ» именно таким образом. Музыканты предварительно заявили: «Мы пишем песни-призывы, в которых хотим показать ровесникам, что наши возможности в борьбе не так уж малы». Далее следует текст песни, который называется «Мы учимся».

Мы учимся тому, чему пока не учат,
Желая видеть то, чего никто не видел,
Желая строить то, чего никто не строил.
Мечтаем об одном – осуществлять мечты.

Мне часто говорят, что я разочарован,
Что все мои слова – не более, чем поза.
Что выходки мои – последний битый козырь
В игре надежд – нелепых и пустых.

Мы учимся учить преступников опасных,
??, чтобы не сгореть на атомном огне,
На улицы идем и самой яркой краской
Мы пишем слово «мир» на каждом из камней.

Мы учимся спасать судьбу своей планеты.
Мы учился гасить, покуда не горит.
Хотим остановить их танки и ракеты,
Предотвратить исход безумного пари.

Сноски:
1. Мы учимся. УЦ, 16.04.81.
2. Здесь и далее переводы А.Башлачева.

Рассмотренные материалы позволяют выявить важную функцию газеты – популяризацию прогрессивных музыкальных коллективов. Следует отметить еще и такую ее форму, как характерные для «УЦ» рекламные объявления. Примером может служить реклама пластинки упомянутой выше группы «Ботс». Пластинка носит название «Вставайте!» Этот лаконичный призыв находит свое выражение в рекламе следующим образом: изображен мужчина в пижаме, подошедший к окну, за которым проходит демонстрация. Демонстранты несут плакаты со словами: «Противники атомной угрозы, безработицы, все, кто желает перемен – вставайте!» Ниже приведена оценка творчества группы легендарным прогрессивным репортером Г. Вальраффом: «??менно так я про представляю себе новую политическую песню!».

Реклама подобного типа, вне сомнения, имеет и определенный политический вес, является средством агитации.

Концерты с участием прогрессивных рок-исполнителей стали сегодня неотъемлемой составной частью многих политических мероприятий, организованных ГКП.

Не ограничиваясь одними лишь информационными аннотациями, «УЦ» нередко помещает репортажи, в которых корреспонденты газеты делятся своими впечатлениями о программах.

В ноябре 1981 года состоялся второй Крефельдский форум мира, прошедший под девизом «Против атомных ракет в Западной Европе». Западногерманские участники движения «Рок против ракет» были желанными гостями многочасового концерта, состоявшегося в Дортмунде под лозунгом «Своими песнями мы голосуем против Рейгана!», Этому событию посвящен репортаж постоянного корреспондента «УЦ» Питера Вильке.

«??скусство должно служить людям. ?? нет сегодня более важной задачи для искусства, чем сохранение мира! – так автор в самом начале своей публикации определяет цель ради котором музыканты вышли на сцену. – Темой многочисленных песен была атомная угроза, навислая над ФРГ из-за политики Рейгана. Эта тема звучала и в детской песенке Удо Линденберга, в песнях Дитера Зюверкрупа, Ганны Жигулас… Музыканты называли тех, кто пытается оплести человечество паутиной демагогической лжи о «советской угрозе». «Для смерти нет ни левых, ни правых,»- пел Ф. Дегенхардт. В песне «Огонь» речь шла о людях, шагающих под предводительством старых генералов по улице, в конце которой – атомная катастрофа…»

Начав разговор с рассказа о концерте, П. Вильке приходит в заключение к обличению планов американской администрации, ещё раз указывает на необходимость активно противостоять новому витку гонки вооружений. Репортаж заканчивается словами: «Обязанность каждого из нас – оградить мир от таких людей, как Рональд Рейган, Александр Хейг, Каспар Уайнбергер!».

Сноски:
1. Удо Линденберг – знаменитый рок-музыкант, кумир молодежи ФРГ, на протяжеиии многих лет выступает за мир.
2. Дитер Зюверкруп, Ганна [чкгулас, ‘/ранц дсненнардт -видные исполнители политической песни.
3. Голосуем песнями против Рейгана. УЦ, 23.11.81.

Не вдаваясь, в данном случае, в содержательные особенности публицистического выступления, следует все же заметить, что репортаж П.Вильке по своей тональности в достаточной мере показателен и для других выступлений газеты на эту тему. В нем есть необходимый, музыковедческий, художественно-рецезорский момент, способный удовлетворить ожидания поклонников рока. Одновременно это публикация на страницах не какого-либо специализированного, но общественно-политического издания, т.е. содержащая четко (даже – лозунгообразно, призывно) сформулированную идейную заданность, политическую тенденцию.

Во всяком случае, газета живо и доброжелательно реагирует ка все политические акции, организуемые деятелями искусств -участниками широкого демократического движения. Как записано в Программе ГКП, «особо тесные узы связывают ГХП с теми деятелями культуры, которые, осознав свое собственное положение, понимают свою ответственность в деле мира, удовлетворения социально-политических и духовных интересов людей труда».

Например, с участниками движения «Творцы в борьбе за мир». Это движение объединяет в своих рядах многих прогрессивных представителей цеха «свободных профессий» Западной Германии. В рамках этого движения, наряду с литераторами, актерами, художниками борются песнями против ракет и рок-музыканты.

В сентябре 1982 года «УЦ» опубликовала призыв «Творцов в борьбе за мир». Среди его инициаторов – такие звезды немецкой рок-музыки, как группа «Ботс», Удо Линднберг, Мариус Мюллер Вестерхаген, Ф. Дегенхардт, Дитер Зюверкруп, актриса Эрика Плухар, писатель Д. Латтман, режиссер П. Цадек и другие.

«Мы живем в тревожное время, когда над миром нависла угроза, и потому все мы хотим, чтобы у нас не были размещены новые американские ядерные ракеты, – говорилось в призыве, – Все мы хотим прочного и длительного мира, хотим превращения всей планеты в зону, свободную от атомного оружия, применение которого способно вызвать всеобщую ядерную катастрофу. Поэтому мы призываем своих коллег принять участие в грандиозном концерте под девизом «Творцы в борьбе за мир»…»

На той же полосе газета поместила материал Г. Деймлиха «В наш дом приходит праздник», комментирующий приведенное выше обращение.

«Оперные солисты и звезда шлягера, рок-музыканты и дирижеры, киноактеры и комики; профессионалы и любители объединяются сегодня под лозунгом «Творцы в борьбе за мир»,- пишет Г. Деймлих, и приглашает далее читателя к размышлению: «Неужели боссы военно-промышленного комплекса, услышав наши песни разрыдаются и устыдятся своего недостойного бизнеса? Сможем ли мы добиться мира своими выступлениями?

Нет, не можем мы рассчитывать на это, – заключает автор, – но мы верим в другое: они будут вынуждены пойти на ото, в том числе и под нашим давлением. Это не такая уж несбыточная мечта. Наши возможности не так уж малы. ?? мы обязаны привлечь все наши силы: разум, фантазию, надежду и непоколебимую волю к жизни. Под нашим лозунгом соединяется доверие творцов друг к другу с их доверием к народу.

В период подготовки концерта «УЦ» не раз возвращалась к мирной инициативе деятелей искусств, результатом которой стало уникальное без преувеличения представление на Рейнском стадионе в г.БОХУ??Е перед аудиторией в 150 тысяч человек. На концерте выступили более двух десятков рок-исполнителей.

Демократически настроенные рок-музыканты ФРГ в составе многочисленного отряда прогрессивных деятелей искусств участвуют во многих массовых мероприятиях, организованных ГКП. Например,во время предвыборной кампании 1983 года «УЦ» вела ежедневную рубрику «Почему я голосую за ГКП?» С этим вопросом корреспонденты «УЦ» обращались к представителям всех слоев населения, разделяющим политику рабочей партии. Под этой рубрикой были опубликованы мнения многих деятелей искусств, в том числе и музыкантов.


Filed under: Без рубрики | No Tag
No Tag
Декабрь 27th, 2009 21:42:11

Похожие посты:
  • No Related Post
no comments

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.