выгода чурбана
Обычно, начиная писать статьи с задачками, мы заранее не знаем ответ. Поэтому нужно на всякий случай заранее извиниться перед читателем, если результат расчёта окажется неинтересным. Кроме того, мы оперируем упрощёнными модельными случаями, так что любые совпадения случайны, в том числе совпадение ответа задачи с реальностью.
Предположим, мы задумали некие кулинарные изыски, для которых нам требуется чёрный перец или сходные с ним специи. Купив пакет черного молотого перца в супермаркете, мы внезапно обнаруживаем, что он пахнет не перцем и выглядит не как перец. Мы-то, разумеется, в таких случаях можем сделать свой помол, а что делать всем остальным?
Разумным будет обратиться к услугам чубана, торгующего специями на рынке (это дискриминация не по национальному признаку, а по кулинарному, как носителя восточных традиций приготовления пищи). Плюсов тут несколько: можно посмотреть/понюхать товар перед покупкой, можно попросить чурбана сделать микс из специй специально под наши нужды…
Здесь у чурбана возможны две принципиально разных стратегии поведения:
1. Честная стратегия. Он делает грамотную смесь в строго необходимом количестве и получает за это немного (N) заработанных денег.
2. Нечестная стратегия. Он делает фуфловый замес, пытается продать больше, чем требуется, в результате зарабатывает больше денег. Для определённости предположим, что в 4 раза больше (4N).
В случае честной стратегии мы с высокой вероятностью обратимся к нему снова, в среднем 4 раза в год. Таким образом, доход чурбана составит 4N в год.
При нечестной стратегии чурбан может положить полученные 4N денег в банк. При ставке 10% он получит всего 0.4N в год, что в 10 раз меньше, чем при честной стратегии.
Это пример того, как пренебрежение долгосрочными перспективами может значительно уменьшить доход. Есть и более вопиющие примеры. Всем приятного аппетита.