KARTz.RU
кушаешь морковь – встанет вновь и вновь

Диплом Саши Башлачёва. Часть 2.

Декабрь 27th, 2009

В своей деятельности газета ГНП ориентируется не столько на читателя -»профессионального политика», сколько на самые широкие слои трудящихся, учащейся и рабочей молодежи. Как подчеркивает заместитель главного редактора «УЦ» X. Райхель, «популярность рабочей газеты достигается не только вниманием
к производственным и профсоюзным вопросам или обилием региональной информации, но активным вмешательством в актуальные проблемы классовой борьбы на всех фронтах, в том числе и на культурном.» (подчёркнуто мною – А.Б.).

На страницах газеты мы находим немало объемных, содержательных материалов, посвященных проблемам литературы, живописи, театра и других искусств. В рамках широкого контекста культурно-художественной проблематики редакция отводит значительное место материалам, освещающим вопросы рок-музыки.

Прежде чем начать разговор о задачах, стоящих перед «УЦ», когда она обращается к сфере молодежной культуры и рок-музыки, прелюде чем подойти к анализу форм и методов освещения этих вопросов, необходимо вкратце рассказать о причинах появления рок-музыки, определить сущность этого социально-культурного явления, понимание которого неотделимо от понимания феномена молодёжной культуры протеста — контркультуры.

«В противоречивой эволюции художественной культуры западного мира послевоенный период ознаменовал достижение нового качественного рубежа, – пишут в своей книге «Контркультура и новый консерватизм» исследователи А.Ю. Мельвиль и А.Н. Раздогов. – С одной стороны, он оказался отмеченным глубоким кризисом традиционной буржуазно-академической эстетики и явной политизацией, внесением гораздо более глубокого, чек это было прежде, общественно-политического содержания в искусство и эстетическое сознание общества. С другой, стороны, в самой структуре буржуазного сознания в это время происходила, определённая перестроена: общие проблемы культуры и искусства вышли, как будто неожиданно, на первый план политической теории.»

Сноски:
1. X. Райхель. «УЦ» – значит «Наше время». – Журналист, 1972, № 2.
2. А.Ю. Мельвиль, А.Н. Разлогов. Контркультура и «новый консерватизм». М., 1981, с. 3.

Значительным событием в жизни западного общества явилось движение молодежного протеста конца 60-х – начала 70-х годов, заявившее о себе не только в сфере политической, но и в культуре, искусстве, эстетике. Как отмечалось на Международном совещании коммунистических и рабочих партий /1969 г./: «Важным фактором общественной жизни стали возрастающая численность молодежи и ее усиливающаяся политическая активность’. «Предпосылкой социально-политических кризисов 60-х годов явилась не только и не столько неустойчивость экономической конъюнктуры, сколько возрастающая нетерпимость масс к институтам и нормам современного капиталистического общества»,- утверждает исследователь проблем молодежного движения М.??. Ловинская. В определенной степени в самом возникновении социального протеста того времени сыграло роль увеличение общественно-политической и культурной оппозиции власти капитала, связанное с ростом критических настроений среди непролетарских масс, в основном, молодежи. Таким образом, сформировалось политическое движение нового стиля, массовое движение вне политических партий – молодежное, а точнее, студенческое, по преимуществу.

Почему именно молодежь, в частности, студенчество, явилась носителем бунтарских тенденций? Причины непролетарского молодежного протеста коренятся в некоторых особенностях кризиса капитализма в нашу эпоху. «В условиях государственно-монополистического капитализма и НТР растет потребность в интеллигенции для научных исследований, производства, управления и идеологического манипулирования, – замечает Р. Штейгервальд. – Социальная сфера этих кадров расширяется. В то же время происходят резкие сдвиги в условиях профессиональной подготовки, труда и быта, суть которых – свертывание привилегий, утрата свободы, усиление регламентации, что воспринимается как разрушение основ интеллектуального труда и побуждает к протесту».

Сноски:
1. Международное совещание коммунистических и рабочих партий/1909/, документы и материалы. Москва, 5-17 июля 1969 г. М., 1969, с. 296.
2. М.??. Ловинская. ??сторические традиции и леворадикальное сознание.-Вопросы философии, 1975, № 5.

Вдохновляясь идеями «новых левых» Философов часть студенчества выступила в авангарде широкого и разнородного по своей структуре молодежного движения протеста фактически во всех развитых странах капиталистического мира. «Целое поколение молодых наотрез отказалось принять ту социальную модель, которую им навязывало общество,»- так определяет сущность этого протеста советский искусствовед Ю.П. Кукаркин в книге «По ту сторону расцвета». Кризис морали буржуазного общества, потеря доверия молодежи к старшему поколению, на которое возлагалась вся ответственность за неспособность разрешить общественные конфликты, неприятие и отвержение существующего образа жизни – вот основа социального противоречия между общественной системой и молодыми людьми, выступившими против нее.

Феномен контркультуры явился ярким выражением этого протеста. Сам этот термин вошел в философский и эстетический лексикон, как обозначение совокупности идеалов и представлений различных течений движения протеста и основывающегося на них типа политического и художественного сознания, практического поведения. Как пишет А.Ю. Мельвиль и А.Н. Разлогов, «феномен контркулътуры явился одним из путей переосмысления традиционных буржуазных представлений о роли искусства, к чему привело расширение общественного и политического горизонтов видения явлении искусства.

Сноски:
I. Р. Штейгервальд. Непролетарский протест…-Проблемы мира и социализма, 1982, №6.
2. Ю.П. Кукаркин. По ту сторону расцвета. М.-1976, с. 18.

Появление контркультуры вызвано факторами непосредственно социально-политического плана, отразившимися впоследствии в явлениях контркультуры. К их числу необходимо отнести факт американской агрессии во Вьетнаме, расовые конфликты, накал вооруженного национально-освободительного движения, рост молодежной преступности. Протест молодого поколения проявился в открытых массовых акциях политического характера /например, события 1968 года в Парике, Чикаго/. Контркультура стала одним из его проявлений на участке духовной, творческой жизни общества.

Возникновение контркультуры не в последнюю очередь было вызвано духовным голодом молодежи, на который ее обрекает массовая культура, ориентированная на потребителя. Кризис устоявшихся норм духовной деятельности, распространение массовой культуры, цель которой – отвлечь потребителя от реальных социально-экономических проблем,- вот что стало призмой, сквозь которую в протестующем сознании преломились специфичные социально-политические требования.

Одна из главных отличительных черт контркультуры -
резкая и отчасти меткая критика широкого комплекса негативных явлений капиталистического мира. Протест молодежи нашел выражение в новой поэзии «битников», в новом «подпольном» кино, новой скульптуре и живописи. Контркультура в этот период существовала как стилистическая атмосфера, которое дышал молодежный политический оптимизм. Но, как подчеркивает коллектив авторов Ю.М. Давыдов и А.Л. Роднянская в книге «Социология контркультуры»: «Ценности возникшей молодёжной культуры воплощались, в первую очередь, в рок-музыке. ??менно она, а не политическая, религиозная литература, выражала общественный и нравственный нонконформизм бунтующего поколения.»

По свидетельству американского музыкального критика М. Хилла, «песни и их записи стали боевым кличем поколения, которое хочет иметь свой голос при решении вопроса, как им жить, вопроса о войне и мире.» ?? действительно, уже первые песни Боба Дилана, английских групп «Битлз», «Роллинг Стоунз», ставших символическими Фигурами в истории рок-музыки, содержали яростный и талантливый взрыв несогласия, отрицания уродливой морали буржуазного общества, тревожили умы слушателей, призывая их опознать болезни западной цивилизации и отнестись к ним нетерпимо.

«За всем их колючим звукотворчеством я чувствую настойчивую человечность. При этом трудно ткнуть пальцем в конкретное место их песен – слова их довольно отчаянные, но музыка, кипящая от ярости и боли, – это все же попытка увидеть проблеск нового и лучшего мира», – так писал об одном из рок-коллективов американский журналист Л. Бэнгс.

В ходе эволюции примитивные ритмы рок-н-ролла дали начало широкому спектру самых разнородных музыкальных направлений – музыка «тяжелого» рока, панк-рок, рок «новой волны» итд. Не менее разнообразным оказался идеологический спектор рок-музыки – от религиозного рока «госпелл» до рока «черной шутки».

Сноски:
I. Ю.М- Давыдов, Л.Л. Роднянская. Социология контркультуры. М. I960 с. 13.
2. О.А. Феофанов. Музыка бунта.М., 1975,с. 77.
3. Цит. по:П. Рамбелли. Столкновение «Клеш».-Ровесник 1978 №7, с. 8.

Зародившись в Англии и США, рок-музыка вскоре стала составной частью многих национальных культур, где, вступая в органичную связь с народными и музыкальными традициями той или иной культуры, дала ряд интересных, порой принципиально новых явлений. Причину этого, вероятно, следует искать в том, что рок-музыка, по словам советского журналиста-между-народника Д.П. Ухова, «становится не столько формой художественного творчества, сколь неотъемлемым компонентом бытия, принципом музыкального переживания действительности«. /подчеркнуто иною – А.Б./. К в этом качестве рок-музыку нередко называют сегодня «фольклором»индустриального человека.

Проблемами рок-музыки, интересующими немецкую молодежь, активно занимаются два молодежных издания – упомянутый жур-нал «Злан» – «Югенд магазин» и журнал «Ротеблеттер»/»Красные листки»/, издаваемый Союзом студентов-марксистов «Спартак».

Сноски:
1. Д.П. Утов. Рок-музыка: взгляд из 80-х.— ??ностранная литература, 1982, №4.
2. В принятой на Западе типологии журналов существует два их обозначения: I/ журнал — ревью, т.е. издание, специализирующееся на определенном отраслевом круге проблем и вопросов;
2/ журнал – магазин, т.е. издание универсально-популярного профиля, охватывающее фактически все вопросы, способные заинтересовать основную часть постоянной читательской аудитории. «Элан» относится именно к этой типологической категории.

Однако, в силу сравнительной ограниченности тиража и периодичности /оба журнала выходят один раз в месяц/ они не в состоянии соперничать с мощным пропагандистским аппаратом буржуазной печати, нацеленным на молодежь. Поэтому ежедневная массовая газета «УЦ», располагающая большими возможностями охвата читательской аудитории, считает целесообразным наряду с материалами на темы литературы и искусства включить в план обязательное освещение явлений рок-музыкальной жизни ФРГ с позиций коммунистической идеологии. Феномен рок-музыки таков, что не ограничивается сугубо молодежной средой, а является устойчивым компонентом художественной жизни общества в целом. Кроме того, вероятно, не последнюю роль сыграл фактор, на котором настаивает исследователь ??.??. Лунев, заметивший, что «в нынешних условиях при значительном росте социально-политической активности молодежи явно недостаточно ограничиваться в работе с молодежью рамками, догмами и методами молодежных организаций. С особой остротой встал вопрос о работе с молодежью на уровне партийных организаций, партийной печати с применением методов, отражающих непосредственное партийное влияние.
Охарактеризуем вкратце те творческие и идейные аспекты рок-музыки ФРГ, на которых заостряет внимание газета коммунистов и о чем пойдет речь в последующих главах.

Сноски:
I. Согласно данным, приведенным X. Киттельманом и X. Кюнцелем в работе «Молодежная пресса ФРГ»,еще 13 лет назад, для 14 миллионов юношей и девушек в ФРГ издавалось 1570 газет и журналов ежегодным тиражом 150 млн. экземпляров, Большинство из них, такие, как «Браво», «Окей», «Твен», содержащие значительную долю информации о рок-музыке, подчеркивают культ «идолов», суперзвезд, пропагандируют буржуазные ценности, культивируют секс, насилие и бездуховность. По словам западногерманского журналиста Г. Фрица, основная часть этой молодежной прессы занимается «промыванием мозгов». /См.: Демократический журналист, 1970, №7.

Мы проанализировали выступления «УЦ» по вопросам рок-музыки на протяжении двух лет – с марта 1981 года по март 1983 года. На основании анализа мы выделили два аспекта редакционной практики.

Во-первых, важной задачей для сотрудников «УЦ» является освещение и популяризация деятельности музыкально-политического движения «Рок против ракет», соединившего в своих рядах прогрессивно настроенную часть рок-музыкантов ФРГ, борющихся против угрозы ядерной катастрофы. О проблемах этого движения, нашедших отражение на страницах газеты ГКП, пойдет речь в первой главе.

Вторым аспектом деятельности «УЦ» является борьба за демократическую немецкую песню, содержащую социальную критику буржуазной действительности. Вторая глава, нашего сочинения посвящена рассмотрению публицистических выступлений «УЦ» о проблеме песни, как важной части культурной и гражданской жизни Федеративной республики.

Сноски:
I. См- «Коммунисты и проблемы современного молодёжного движения /сб. статей/, Ч., 1976, с. 116.

Авторами материалов «УЦ» по вопросам рок-музыки выступает как постоянные корреспонденты и сотрудники газеты, так и музыковеды, активисты СНРМ. Нередко на страницах «УЦ» появляются публикации, авторами которых являются известные рок-музыканты, а также читатели газеты, интересующиеся вопросами рок-музыки.

Рассматривая комплект «УЦ» за два года, нами обнаружена тенденция к увеличению количества и объема публикаций, связанных с проблемами рок-музыки. В частности, в течение исследуемого периода, газета изменила модель подачи информации этого рода. Если до середины 1981 года материалы на тему рок-музыки за редким исключением помечались в разделе «Для юных читателей», который появлялся в еженедельном приложении «УЦ – Конец недели», то сегодня в газете существует система рубрик, размещенных в разных отделах.

Наиболее характерной формой подачи сообщений на темы рок-музыки являются материалы информационных жанров, такие, как репортаж, интервью. В последнее время «УЦ» все чаще использует жанр рецензии. Следует отметить обилие фотоиллюстраций.

Повседневное слежение газеты за новинками молодежной музыки ведется при помогли рубрики «УЦ»-дискокритика». Компактные рецензии-обзоры воспитывают вкус, взыскательность читателя-меломана и, прежде всего, к идейно-содержательным качествам грампластинок.

Понимая пределы оперативной: рубрики, редакция часто размещает материалы о рок-музыке на постоянных тематических полосах-разделах «Культура», «Политика». Это, как правило, уже объемные статьи или развернутые творческие портреты, полемика с буржуазной прессой, которая пытается сфальсифицировать творчество молодого композитора-песенника, втискивая сущность его бунтарства в тесные рамки статуса «суперзвезды», или пробует преподнести песни протеста как «скоротечную моду сезона».

Нередко для того, чтобы обсудить те или иные проблемы, связанные с рок-музыкой, редакция приглашает за «круглый стол» тех или иных известных рок-исполнителей. Материалы о подобных встречах публикуются под рубрикой «Беседа «УЦ».

??сследуемый период был отмечен дальнейшим ухудшением экономического положения в ФРГ, ростом армии безработных, снижением реального жизненного уровня населения, распространением практики «запретов на профессию», активизацией неонацистских организаций.

В этот период над страной нависла угроза размещения на территории ФРГ ракет средней дальности и других видов ядерного оружия, что повлекло за собой новый виток гонки вооружений и вызвало массовый протест населения республики.

Все эти факторы внутренней и внешней политики ФРГ не могли не вызвать реакции среди участников молодежного движения, не могли не найти отражения как в творчестве немецких рок-музыкантов, так и в последовавшей оценке его газетой немецких коммунистов.


Filed under: Без рубрики | No Tag
No Tag
Декабрь 27th, 2009 21:39:07

Похожие посты:
  • No Related Post
no comments

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.