Готовимя к звукозаписи
Все музыканты разные, и это хорошо. Однако, некоторые (особенно, начинающие) не всегда бывают готовы к звукозаписывающей сессии, поэтому получают результат, не соответствующий их ожиданиям. Некоторый негативный опыт в этой области заставил написать вот такую небольшую статью, проливающую свет на распространённые ошибки.
Профессиональным музыкантам, думаю, будет неинтересно.
Такты, паузы, точки
С аранжировкой надо разбираться на репетиции, а не в процессе записи. Какая может быть запись, если барабанщик не знает, сколько тактов ему играть?
Некоторые звукорежиссёры и продюссеры требуют приносить в студию нотную партитуру, редактируют её. Я не считаю нужным лезть в чужое творчество и никаких нот не прошу. Но советую набросать на бумаге и совместно согласовать «схему» песни – где сколько тактов, где какие паузы. ??ногда барабанщику трудно играть одному, а такая «шпоргалка» не даст ему сбиться и забыть ключевые моменты. Особенно это актуально для начинающих команд без студийного опыта.
Был случай, когда после записи ударных гитарист возмущался, что двух тактов не хватает и экстренно перекраивал композицию. Понятное дело, ничего хорошего из этого не вышло. Есть анекдот «сыграй мне гамму, я потом нарежу соло», но на практике таким онанизмом никто не занимается, да и «живости» в музыку это не прибавляет.
Метроном
Я обычно рекомендую записывать барабаны под метроном (барабанщику в наушники), а всё остальное – под барабанщика. В таких случаях музыканты должны заранее (на репетициях) определиться со скоростью метронома. Если барабанщик уверен в себе – то можно писать и без метронома.
Также придётся отказываться от обычного метронома в случае плывущей скорости. В таких случаях музыканты могут прописать свой специальный сложный метроном со всеми сбивками и с нужной скоростью сами и кинуть его на плеер. При этом качество звучания этого метронома не играет роли – он не попадёт на запись. Его единственная задача – поддержать барабанщика, не дать ему сбиться или «уехать».
Также очевидно, что ударник должен суметь сыграть свою партию под метроном с первого-второго раза. Однажды при записи барабанщик играл под метроном впервые в жизни и всё время сбивался, а без метронома играть наотрез отказывался. В итоге мы записали большое число дублей и забили на это дело.
Поиск звука
Следует помнить, что задача звукооператора звукозаписи – только фиксация звука. ??сточником звука являются музыканты и их инструменты. Если музыканты звучат грязно и фальшиво – хорошая запись получиться не может никак.
Звучание команды рождается не на записи, а на репетициях. Если на репетициях группа звучит паршиво, бочку и вокал не слышно, а бас сильно искажён – то хорошего звука на записи, скорее всего, не получится. Если сам музыкант не знает. как должен звучать его инструмент – то звукооператор тем более не может знать.
Если репетиционные условия не позволяют найти «свой» звук, то перед записью следует провести несколько репетиций в хорошей студии и посветить их именно поиску звука – сначала отдельных инструментов, а потом и всей команды. ??менно на этом этапе в композициях не должно остаться никакой «каши», все звуки, инструменты и слова должны хорошо читаться. Если никак не удаётся этого добиться – возможно, следует всерьёз подумать над аранжировкой, чтобы «освободить место» для лидирующих инструментов в композиции и избежать «каши», но не потерять при этом «плотности».
А для тех, кто приходит со скваером и просит сделать звук как у Ред Хот Чилли Пепперс, простой совет – купи гитару как у RHCP, научись играть как у RHCP, заработай денег сколько у RHCP, поезжай писаться в ту же студию и найми того же продюссера, что у RHCP.
Помешение, аппарат, люди
?? вот только когда выполнено всё вышеперечисленное, можно всерьёз думать о записи демки. Есть три основных фактора выбора студии – это качество комнаты для записи, используемая аппаратура и квалификация сотрудников. ??менно в таком порядке эти факторы будут влиять на качество фиксации Вашего материала.
Маленькая, гулкая и неотделанная комната может дать слышимые призвуки, избавиться от которых в дальнейшем не получится. Обычно для записи используют специальные заглушеные комнаты неправильной формы. Если звук на записи бубнит, расплывается или расположен как бы «вдалеке» – это, скорее всего, вызвано помещением, в котором записывались барабаны и гитары.
Если звук найден и извлечён – его необходимо поймать. Вот только на этой стадии встаёт вопрос качества используемой звукозаписывающей аппаратуры, которому почему-то уделяют незаслуженно много внимания. Обычно используются проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя приборы, а не те, цифры на которых круче.
Но даже если музыканты, комната и аппаратура идеальны, неквалифицированный звукооператор может легко всё испортить. Тут важно всё – от слуха и умения грамотно расставить микрофоны до опыта работы с конкретной аппаратурой. Кроме того, звукооператоры иногда специализируются на разных стилистиках – в силу личных музыкальных предпочтений или практического опыта звукозаписи.
Прочее
Обычно сведение делает тот же специалист, что и проводит запись. Обычно он прислушивается к мнению музыкантов, но может сделать и по-своему исходя из общепринятых стандартов на фонограммы и прочих факторов. В спорных случаях возможно изготовление двух вариантов мастера – «по-вашему» и «по-своему», оба из которых отдаются заказчику после оплаты.
Часто задают вопрос о допустимом количестве дублей, которое входит в базовую стоимость сессии звукозаписи. Если какой-то сложный кусок не получается – оператор записи наверняка пойдёт навстречу и будет его записывать несколько раз. Но если музыкант не может сыграть свою партию с третьего раза – то это уже о чём-то говорит…
Также следует явно обсудить права на распространение записываемой композиции. Если музыканты хотят, чтобы студия помогла распространить запись, скажем, в сети – об этом нужно сказать. Если же музыканты хотят распространять или продавать записи самостоятельно, или вовсе против публичного распространения – об этом также следует заявить явно.