Видеотрансляция голосований? Лол.
Некто недавно напужался бросил кость хомячью: можно сделать видеотрансляции голосований, только не кипишуйте так. Хомяки дружно подхватили идею: теперь для того, чтобы кричать «я наблюдатель» не нужно даже выходить из дома – можно посматривать за избирательными участками во время футбольного перерыва прямо с дивана с пивом и тапочками. Хочу обрушить на это предложение скромную горку критики.
Сначала разберёмся, от чего поможет трансляция и от чего не спасёт. Очевидно, установленная у урны камера, при условии слежения за ней, поможет отследить факты массового вброса пачек бюллетеней. Но…
1. Есть предположение, что на декабрьских выборах эти… как их… «трамвайчики», «паровозики», «карусели», «автобусы» были массово организованы нарочито раздолбайским образом с привлечением непроверенных людей, чтобы информация о них всплыла и затем была громко распиарена. В то же время и наблюдатели, и сами фальсификаторы сообщают, что большая часть голосов «подкупается» другим способом: человеку вручается заполненный бюллетень, а на выходе он отдаёт пустой, и таких людей тысячи. Очевидно, защититься от такого вида нарушений при помощи камер не удастся, так как подмена происходит в закрытой кабинке для голосования, а расплата – на улице.
2. Даже если вбросов не было, много вопросов возникает по поводу подсчёта голосов и ввода их в электронную систему «АСУ Выборы». ??сходный код её закрыт, механизм действия точно неизвестен, как и её администраторы. Очевидно, система представляет из себя какую-то базу данных, но степень её защиты от несанкционированного (или наоборот, специально санкционированного) изменения проинспектировать невозможно. Оглашённые в прессе факты несоответствия протоколов подсчёта данным этой системы говорят о многом, но я применю осторожную формулировку: нельзя исключить вмешательство в процесс подсчёта голосов на этой стадии. Обратите внимание: камеры на избирательных участках никак не помогут проследить за этим этапом, в то время как многие утверждают, что именно на этом этапе возникает основная корректировка результатов голосования.
3. С учётом вышесказанного есть основания полагать, что трансляция будет вестись через какую-то непонятную разработанную в Москве на коленке за откат систему, которая, во-первых, будет работать через раз, а во-вторых тоже будет недостаточно открыта. То есть можно спланировать передачу в определённое время картинки «сигнал пропал» или «хостинг перегружен, так как расчитан на 3 зрителей», и в это время вбрасывать что хочешь. ??ли заранее снять опечатывание пустых урн, после чего положить туда что надо, и переопечатать. ??ли заранее снять телеспектакль «подсчёт голосов». Как вы сможете убедиться, что это не видеомонтаж, сидя дома на диване?
Есть предположение, что логика кремля проста.
1. Организуем как можно больше топорных вбросов. Народ поднимает кипеш.
2. Кидаем народу кость: обещаем ставить видеокамеры и разрешаем смотреть по инету.
3. Народ успокаивается. Тихо делаем свои делишки прежними методами.
При этом очевидно, что за полтора месяца невозможно оснастить надёжными видеокамерами и каналами связи абсолютно все избирательные участки (включая кавказ, который, как говорят некоторые, совсем не подчиняется федеральному центру). Также невозможно за это время разработать и протестировать комплект сложного программного обеспечения для обеспечения трансляции сотни тысяч потоков миллионам зрителей. Да и тупо ширины каналов не хватит, это сотни гигабит надо. С учётом возможного просмотра только во время футбольного перерыва, никакое наблюдение не сможет заменить полноценных наблюдателей.
Возможно, я сгущаю краски, но оптимизм некоторых лиц по поводу видеокамер явно не подкреплён ни логикой, ни практическими соображениями.