Роман
Январь 2012. Замечено, что в комнатах холодно, батареи еле тёплые. Стояки при этом горячие. Батареи к стоякам подключены «параллельно». Мастер предлагает подождать конца отопительного сезона. Кратковременный слив воды с батарей не помогает — через 20 минут батареи снова остывают.
Февраль 2012. Авария в подвале дома. После аварии Мастер сообщил, что в доме планируется замена стояков, которая должна решить проблему. По словам Мастера, замена стояков планируется весной, сразу после отключения отопления.
Весна 2012. Батареи по-прежнему не греют. Никакого движения. Весна поздняя, отопительный сезон закончился около 20 апреля.
16 июля 2012. Звонок в РЭУ. Выясняется, что теперь они задумали менять уже не стояки отопления, а подвальные трубы — разводку отопления, холодной и горячей воды. По срокам работ — сами не знают, предположительно июль — август. Напоминаем о нашей проблеме с холодными батареями, Мастер говорит, что она будет решена параллельно с заменой разводки.
Август 2012. Звонок в РЭУ с напоминанием о проблеме. По срокам замены труб ничего не известно. Обещают предупредить за две недели, так как сезон отпусков и так далее. Т. Лоева в СМ?? сообщает о готовности отопительной системы к зиме и обещает устроить пробные пуски теплоносителя 15 сентября.
31 августа на подъезде объявление: «1 сентября в 9 утра просим всех быть дома, будет проводиться замена труб.» Завтра то есть. Замечательно предупредили за 2 недели…
1 сентября никто не приходит.
6 сентября слесаря приходят спиливать старые трубы (для этого требуется доступ в подвал с первого этажа). Слесаря были не из РЭУ, были наняты какие-то подрядчики. Замена труб продолжалась переменными темпами до начала октября. На вопросы о холодных батареях подрядчики сказали, что это не их дело, им платят 160000 рублей только за замену подвальных труб отопления. Хотя летом Мастер говорил также о замене разводки холодной и горячей воды, а изначально речь вовсе шла о замене также и стояков. Кроме того, нашу основную проблему с холодными батареями никто «параллельно» не решил, как то обещал Мастер.
11 октября наконец-то сделали пробный пуск теплоносителя (а не 15 сентября, как обещала Лоева). Узнал я о пробном пуске по характерному звуку текущей воды в подвале под ногами. Посмотрел — из трубы течёт в месте сварки. До РЭУ (23407) дозвониться не удалось — занято на протяжении 10 минут. Позвонил Мастеру на мобильный 8 905 797 59 98, он связался с подрядчиками и через минут 20 они пришли, посмотрели — действительно из трубы течёт. Обещали слить систему и заварить. Через час действительно пришли и заварили.
15 октября. Несмотря на установившуюся холодную погоду, отопление не включают. В то время как большая часть города уже с теплом.
20 октября. Попытка наполнить дом. После открытия задвижек выясняется, что в новых трубах есть ещё одна дырка, вода течёт в подвал.
21 октября. Звонок в РЭУ. ??з-за выходных ремонт откладывается до 24 октября. (Как будто ПП 354 не для них писано — там сказано про максимальный перерыв в отоплении не более 24 часов в сумме за месяц.)
24 октября. Приходят сотрудники РЭУ — констатируют дырку и уходят за подрядчиками. Приходят подрядчики — констатируют дырку и уходят за сваркой. Хотя я про дырку сказал ещё более 5 дней назад — могли бы сразу прислать подрядчиков со сваркой. За несколько часов заменяют проблемное место. Перед этим сотрудники РЭУ пытаются спустить воздух с системы отопления. Зачем они это делали, зная, что дом будут сливать — загадка… В итоге после проведения работ систему опять наполняют, отопление вроде как появляется — у всех, кроме нас. За 9 месяцев явно озвученая проблема с холодными батареями так и не была решена.
25 октября. Начиная с 25 октября я начинаю каждый день звонить в РЭУ с просьбой решить проблему до наступления морозов. ?? каждый день слышу от секретаря одну и ту же сказку: «Холодные батареи? Ну давайте составим заявку.» — «Заявку вы вчера составляли, хотелось бы уже предпринятия каких-то действий.» — Знаете, а от вас никакой заявки нет, давайте составим и будем решать проблему.
8 ноября. В итоге после 2 недель звонков и подключения дежурного по администрации и руководства РЭУ на нашу проблему обратили внимание и 8 ноября Мастер со слесарями сблаговолили зайти пощупать батареи. ??м зачем-то понадобилась вчетвером в грязных сапогах ходить по всем жилым комнатам. Как будто кто-то один не мог пощупать. В итоге слесарь выдал замечательный диагноз: «половой член знает, почему они холодные» (это смягчённая формулировка, на деле они выразились односложным матерным словом). Мастер предложил посливать воду, но слесарь отверг предложение, аргументируя это тем, что у него через 4 дня отпуск. В итоге они собрались уходить, не выполнив никаких действий по решению проблемы, а я предложил хотя бы написать акт, подтверждающий наличие проблемы. Мастер обещал зайти 12 ноября для составления акта.
12 ноября никто не пришёл, в последующие дни тоже.
13 ноября было написано письмо в Администрацию с описанием проблемы.
16 ноября Мастер позвонил и сообщил, что до них дошло это письмо и предложил провести измерение температуры. Я отказался от предложения, сославшись на ГОСТ 30494, согласно которому измерение температуры должно проводиться при температуре на улице не более -5, а 16 ноября температура было около ноля.
19 ноября Мастер с слесарем и техником тем не менее заявились измерять температуру. Сначала они вручил бумагу с надписями «акт обследования от 8 ноября» и «батареи отопления тёплые». Напомню, на деле, а не на бумаге, они сказали «х… знает, почему они холодные». Теперь у них был с собой инфракрасный термометр (Мастер называл его лазерным, однако полупроводниковый лазер там служит только для целеуказания). Ни сертификата соответствия, ни свидетельства о поверке на измерительный прибор предоставлено не было. Даже модель прибора не была сообщена или записана в акте, что не позволяет определить ни погрешность измерений, ни угол чувствительности прибора. Мастер проигнорировал просьбу разуться и прошёл по комнатам с этим «чудо-прибором», проводя измерения. На следующий день он выдал акт, где была указана температура батарей +30 и температура воздуха +24. При этом никаких приборов для измерения температуры воздуха у Мастера с собой не было, инфракрасный термометр не измеряет температуру воздуха из-за прозрачности воздуха. Очевидно, измерялась температура каких-то предметов (по показаниям комнатного термометра было около +20). Также в акте не было указано, что при этом был включен масляный электрический нагреватель мощностью 1.2 кВт. По моему настоянию Мастер замерял температуру этого радиатора, она составила +67 градусов. При этом, согласно нормативу отопления, по которому я ежемесячно и своевременно оплачиваю услуги, тепловая мощность радиаторов должна составлять 2.1 кВт (желающие могут самостоятельно пересчитать гигакалории в киловатты и поделить на число комнат), то есть батареи должны быть не холоднее +67 градусов, в то время как на деле они всего +30 градусов. Также они не замерили температуру радиатора в ванной — это единственный исправный радиатор (около 50 градусов, он подключен к системе отопления, в не к горячей воде). Не может быть, чтобы стразу трое опытных работника об этом забыли. Кроме того, они опять нарушили ГОСТ 30494, так как температура опять была около нуля. В итоге Мастер сказал, что в квартире тепло, и он не видит никаких проблем, поэтому никаких путей к решению предпринимать не будет. Холодные батареи и необходимость электрического отопления для него проблемой, похоже, не являются. В итоге нам предложили обращаться, если зимой будет холодно (менее +18 по ГОСТ). Аргумент, что батареи холодные, и мы по опыту прошлой зимы знаем, что будет холодно, принят не был. Таким образом, шанс решить проблему мирно до наступления морозов пропал.
1 декабря ВНЕЗАПНО началась зима. Выпал снег и ударили морозы. Температура в комнатах упала до +18.
12 декабря так же внезапно морозы усилились до -20, температура в комнатах упала до +16.
18 декабря морозы усилились до -25, температура в комнатах упала до +14, несмотря на электрическое отопление. Покупка дополнительных электронагревательных приборов могла привести к выхожу из строя электропроводки.
19 декабря была подана заявка на проведение очередного обследования так как сейчас нарушения точно налицо.
21 декабря Мастер пришёл проводить обследование. Зная его нежелание разуваться, я сразу предложил бахилы — лучше потратить 3 рубля, чем потом убирать всю квартиру. Подробно рассказал о проблеме, мы походили и пощупали все батареи, включая исправную в ванной. Сначала Мастер пытался втирать, что холодно у нам из-за незаклеенных окон. Мол, дует. Почему тогда так же холодно в комнате с герметичным пластиковым окном, он пояснить не смог. Как сквозняки влияют на температуру батарей — тоже загадка (а батареи реально ледяные, он даже свой прибор не расчехлял). Видимо он также не знает о санитарных нормах на естественную вентиляцию, согласно которым через окна должно поступать около 50 кубометров свежего воздуха в час. А батареи должны этот воздух нагревать, соответственно, если они греют согласно нормативу. В итоге он на словах признал проблему, пояснив, что вода «проскакивает» (цитирую) мимо наших батарей. Письменного акта обследования не предоставил до сих пор, инструментальных измерений не проводил. Обещал попытаться решить проблему.
24 декабря мастер позвонил, чтобы согласовать время визита сварщиков. Визит был назначен на 26 декабря нв 9 часов утра.
26 декабря был взят отгул за свой счёт на работе, чтобы не затягивать решение проблемы. С самого утра была сдвинута мебель, постелена плёнка на ковры. Однако, никто не пришёл ни в 9 утра, ни в 10, ни в 11, ни в 13. После чего я позвонил в РЭУ, где узнал, что никто не придёт. Звонков с извинениями или предложениями повторного решения проблемы не поступало.
28 декабря я написал запрос в роспотребнадзор, что вообще нужно делать в таких случаях вопиющего пренебрежения своими обязанностями.
30 декабря 2012 года. Мороз немного отступил, на улице -6. Теперь дома можно ходить без шапки. Я дописываю этот роман.
Смеха ради замечу, что история полностью выдуманая, совпадения «Мастера» с Александром Александровичем (не знаю, чего он вдруг разикался) — случайны. Копии актов обследования, а также аудиовидеозаписи — фальсифицированы. ??, самое главное, то, что за год я отдал за отсутствующее отопление около 20000 рублей, – тоже, конечно же, выдумка и не какими там квитанциями не подтверждается.