KARTz.RU
кушаешь морковь – встанет вновь и вновь

Кутсайоки-2007, дневник

Ноябрь 16th, 2009

Предыстория, выбор маршрута и всё такое.

Это было больше двух лет назад, так что дико извиняюсь, если что забыл. Смысл такой. Восемь суровых мужиков в июле 2007 поехали на Кольский.

Хотя, началось всё это раньше. Где-то в марте один из участников предстоящей экспедиции на лекции по философии сказал другому: «Давай сгоняем на летом Тумчу чисто отдохнуть, с женщинами и детьми.»

??дея получила некоторое одобрение масс, но женщин и детей в этих массах было негусто. Поэтому было принято волевое решение сменить нитку маршрута. Регион оставался прежним, но река сменилась на Кутсу, причём с Красненькой. Началась, как говорят в Питере, головная боль с оформлением пропусков в погранзону и выяснение вариантов заброски.

Был вариант заброситься на голубые озёра, а оттуда пешком с лодками в гору. Но от этого варианта отказались. В итоге закупили тушняка, сдали лодки в багаж, в назначенный час собрались на вокзале. Полтора дня в поезде как всегда не прошли даром.

Я даже даты не помню. Exiftool говорит, что 19 июля 2007 мы ходили с обаны на маманю. Так что в процессе наверно восстановлю. Короче, так.

День 1. Прибытие в город братьев Канда и Лахти. Красненькая. Поиски.

7 утра. Водитель Колвицы-тур знал номер вагона, поэтому сразу подошёл, спросил. Просил подождать у старого паровоза, пока он сгоняет в гараж за прицепом. Мы тем временем забрали лодки из багажки, поговорили с чекистами-погранцами (отдали список), купили минералки. Ждали вроде около часа. Потом он приехал, привязали две лодки наверх, шмотки в прицеп. У меня метеоризм, открыли окошко буханки, едем, наслаждаемся видами. Через пару часов подъехали к Нижнему Куртти. Там вояки делали злое лицо и просили паспорта. Позвонили на заставу, пропуск у нас выписан (через ту же Колвицу-тур, кстати, и дорого), поэтому нас пропустили без особых проблем. На заставе пошли за пропусками, наш искали в стопке, там тысячи их. Один вояка сказал (цитирую): «Вот залупу придумали, и вам, и нам.» Короче, потеряли около часа времени и поехали дальше.

С шоссе к Саале свернули на дорогу к Вуориярви. «Адмирал» глядел в окно, дико убивался, видя там огромные грибы (тысячи их), думал даже остановить буханку. Постоянно открывал окно («душно») из за метеоризмов. Около озера Орбросим.. Нет, около Вуориярви остановились пописать, ветхий мостик буханка проехала без пассажиров. Потом поехали дальше.

Около 14 часов приехали на Голубые Озёра. Комаров даже не 9к, а мильён. Тем не менее, удаётся покакать, разгружаем прицеп. Вижу этот ручей Онтойоки. Узкий, вода средняя, течение есть. Беру герм, кратко завещаю как собрать кат, оставляем шестерых тут и дальше едем на Красненькую. Переехали ручей. Когда дорога идёт в гору, встречаем это радостными возгласами — понимаем, что этот перепад высоты нам предстоит прыгнуть. Там больше 50 метров.

Приезжаем на Красненькую. К Чёртову Мосту. На озеро Юрхямяярви. Воды немного. Под мостом спокойно можно пройти на лодке. Водила кратко говорит про то, куда идёт дорога через мост, там целая система озёр, туда лазиют, в основном, охотники. Отвязываем лодки, он уезжает, стрёмно разворачиваясь на жопной дороге со своим прицепом, чуть не упав в рек с обрыва.

В итоге мы остаёмся вдвоём. Открываем сухпаёк, немного поели. Комары жопа. Отмахиваемся, переодеваемся. Пытаемся запихать в лодки барахло. У меня получился большой герм и морковка. У коллеги герм немного поменьше, он даёт мне большую коробку: «Это поедет у тебя.» «А что там?» «Аптечка..» Тут я немного прих… удивился. Я вспомнил случаи отрывания конечностей, осознал необходимость принятия обезболивающих для предотвращения болевого шока в таких случаях. Неутешительно.

Упаковались, спустились на воду. Я у каждого камня нагибаюсь попить — начинает сказываться поезд. Переворачиваться не хочется. Шиверка, другая. Для Южной Шуи это был бы полноценный порог. Коллега говорит, что для Кавказа это плес. Озерко, шум. Похоже, первый каньон. Чалимся. На пороге кто-то стоит. Довольно большая группа. Берём гермы и морковки, идём смотреть.

Две ступени по 3 слива. Красота. Я такое никогда не ходил, плохо понимаю, что вообще от меня нужно здесь. Ну в смысле понимаю. Но плохо. Посмотрели первую ступень. Посмотрели вторую. Не то, чтоб я суеверный, но по статистике когда коллега говорит «вот сюда нельзя попадать ни в коем случае» – я обычно прямо туда и попадаю. Но это я забежал вперёд. В общем, ничего не понятно. Оставили шмотки на выходе. Посмотрели снова первую ступень, решили пройти её, и зачалиться посмотреть вторую. Ну в первой я примерно понял траекторию, пошли. Первый слив. С головой, от прижима ушёл. Второй слив, зацепил камушек. Третий слив. Тама. Встал с первого раза, оглянулся, плохо помню на самом деле. Но интересное было дальше.

Я увидел, что коллега пошёл во вторую ступень, хотя мы планировали зачалиться. Может, ему не удалось зачалиться? Вряд ли, он неплохо управляет судном. Может, что-то случилось? Погружённый в эти раздумья, я понял, что сам не могу зачалиться. Не успеваю. Между ступенями шиверка с быстрой текухой. Но я всё же пытаюсь. Гребу к правому берегу, потому что осматривали с него. Я ещё не понимаю, что он отвесный, выбраться на него вряд ли удастся, в начале второй ступени именно справа то место, про которое коллега сказал «я бы сюда никогда не пошёл». Меня волнует вопрос «Почему коллега не зачалился». Гребу вправо и попадаю на мель. Ну там камни, течение. Лодка запинивается между камней, течение видивает под камни ещё сильнее. Заехорошо, думаю, встал. Хоть отдышаться можно. Отдышался. Легче и понятнее не стало. Думал, может коллега прибежит по берегу. Нет. Только сильнее забило течением в камни. Понимаю, что на берег не выберусь, только запущу лодку и свою бренную тушку во вторую ступень. Это мало радует. Ещё понимаю, что запинило хорошо, могу и не выбраться. Появляется тау-импульс «надо что-то делать». Толкаюсь руками от камней. Пройти вторую ступень на лодке — лучше, чем без неё. Толкаюсь. Чуть не пролюбил весло. Недалёк от паники, хотя стараюсь всё делать правильно.

Долго ли, коротко ли, всё же пересилил течение, забивающее меня в камни. Попытался выйти в середину русла. Не успел. Да, мы смотрели вторую ступень, но я мало что помню. Хотя, …. Свят-свят. Ну дальше русская рулетка. Попал туда, куда нельзя, положило, от прижима потом отталкивался веслом. Всё, что помню. Коллега, кстати, успешно прошёл вторую ступень и выбрался поглядеть, как я прохожу. В группе, которая стояла на пороге, помимо рыбаков был один каякер. Они вдвоём смотрели моё прохождение. Коллега говорил, что издалека смотрелось не так стрёмно. Но каякер из той группы, глядя на меня, спросил коллегу: «А что это у него глаза на лбу?» Где-то так оно и было. 3,14

Озерко. Коллега помнит по карте, где выход. Меня уже мало что волнует. Ровная вода. Но после озерка… начинается второй каньон. Описания у нас с собой нет. Карты тоже. Там островной, что-то такое. Всё это пролетается без осмотра. Прыжок, что характерно, тоже. У меня, как всегда, авто-буф. Это, если честно, преступление. Так делать нельзя. А если бревно? ??х там немало. Коллега брызгается перед порогами, я только пью воду из реки. Коллега сливает воду из лодки, я — нет. Тоже своеобразное суеверие. Думаю, что большинство действий — напрасны. То есть, если слить воду — её там скоро будет много. Надо будет снова сливать. ?? заключаю из этого, что этого можно избежать, если не сливать воду. Глупо, но сработало.

В итоге чалимся перед Щёчками. Смотреть там особо нечего, только там… подрочить, побояться. Заодно обнесли гермы и морковки. Осмотр, кстати, жопный, с трудом понимаю, как тут обносят каты. Вода, как выясняется, выше средней — недавно прошли дожди.

Щёчки — бульк. ??наче не назову. Внизу мягко, пушисто. Вода пенная, прижима под скалу нет. Не заварило, встал, вернул контроль. Сразу опять чалиться. Впереди ещё каньон. 7 сливов, всё подряд. ??дём смотреть.

Спрашиваю коллегу: «а что будет, если вот тут стрельнуться?» Ответ – «обноси». Есумасойти можно. Я сам тут с морковкой и гермом еле прошёл. По горам и обрыву. С лодкой тут идти… сомнительная перспектива. Ну, посмотрел, обнесли вещи, решаем идти.

Дистанция выбрана минимальной. Я тогда ещё слабо понимал, что такое взаимостраховка. Но когда значительно более опытный коллега упал во втором сливе каньона — монокль завибрировал. В итоге в третьем сливе залёг и сам. Только встал — крик справа. Там улово. Чалюсь. «Поехали дальше?» «Нет, дай отдышаться. Вот теперь поехали.»

Коллега пошёл. Если бы не он, я бы не вспомнил, как правильно выходить на струю. Ушёл от прижима к камню, больше не ложился. Короче, прошли… Наверно, это преступление, вот так чайнику ходить каньоны без страховки с берега. Но реальность интересна.

Остался крайний порог – Горка. Осмотрели, обнесли. Я, в отличие от коллеги, решил не прыгать трёхметровый слив, а отделаться метровым и двухметровым по треку справа. Хотя эта картина, когда подплываешь к срезу слива и внизу ничего нет, очень завораживает. Засмотрелся, еле успел выгрести направо в трек.

Прошли, пытались покататься, забрали гермы и морковки, перечалились на левый берег. Там переоделись, попили, перекусили остатками сухпайка и пошли по дрова. Время около 19 часов. Нашли ствол, спилили, распилили, принесли. Даже пытались разжечь. Комаров стопицот тыщ. Ждём отважных катамаракеров. Долго ждём. Еды нет. Палаток нет. Всё у них. Около 22 часов начинаем немного (самую капельку) нервничать. На другой берег приплыла и обосновалась там ещё одна группа. Коллега переправляется к ним, просит кат. Выделяют даже гребца. Выходят на поиски вверх по озёрам. Минут через 20-30 возвращаются. Приплывают в 12м часу ночи. Готовим еду, ставим палатки. Один из отважных катамаракеров, засидевшись за чаем, спросил. Который час. Два часа ночи. «Да вы гоните», – сказал он, глядя на солнце…

Палатка у троих участников совсем никакая — брезент. Не защищает ни от коморов, ни от чего. Я предупреждаю, что если ночью пойдёт дождь — чтоб не тупили типа «да небось скоро кончится», в резво выпрыгивали за тентом. Свою палатку (она тоже бестолковая, но хоть от комаров спасала) я накрыл полиэтиленом заранее. Заметьте, «спасала» – в прошедшем времени.

Ночью пошёл дождь. Сильный. Я поматерился и перевернулся на другой бок. А трое накрывали палатку тентом…

День 2. Мы все умрём.

Я таки выспался. Вылезать из палатки не хотелось. Шёл дождь. Вылез только к завтраку. Один из участников, оценив обстановку (комары, дождь, отсутствие сухой одежды, 120 км до ближайшего жилья), заявил, что «Мы все здесь умрём». Обязательно умрём! Но потом. Выход всё равно только один — по воде. Это немного расшевелило бойца. Самые грамотные сразу переоделись в сплавное, с любовью. Ну, в смысле, крики при переодевании в мокрый неопрен были примерно как при любви.

Каша и горячий чай хороши при дожде и холоде. Но один из катов был собран неудовлетворительно, и требовал серьёзной переделки. Заменили половину скелета, сделали закрутки. 6 поперечин. Получился танк. Под дождём, правда, эта переделка не доставила много радости. В итоге собрались и поплыли.

Сразу шиверка. Перед ней немного поучились рулить. Поучились, в целом, безрезультатно. После шиверки быстроток. Торчащий посреди русла кумушек заметили не сразу. Я успел уйти, а кат попал прямо на него. «Адмирал» при этом сидел без упоров (если эти привязанные стропы можно назвать упорами) и курил. Кат тряхнуло, он полетел дальше по инерции. Окунулся с головой. Вылез, холодно.

Дорожный знак на берегу. Чалимся. Порог Сомнительный. ??дём смотреть. «?? куда тут идти», – спрашивает один катамаракер. Глядя на ревущий водопад… Наверху стоит группа. Берег немного жопный — равниной не назовёшь.

ПоСомневались. Вариантов нет. Обнос. Жопный. Обнесли вещи. Лодки и каты обнесли только 2 спупени — третью прошли. Один как чуть не залетел в бочку второй ступени и продрался об камень. Хорошо протрахали мозг там.

На повороте порог Мкравей. Он справа от острова. Один кат чуть не ушёл в протоку слева, кинул им моркву, пошли смотреть. Началась гроза. Пока смотрели — кат так и висел на морковке. Вытянули. Ещё посмотрели. Пошли.

Один кат придало к левому камню ворот, стукнулся хорошо об него. Я в первой ступени развернулся в камнях и слив прошёл кормой вперёд. Остальное в норме. Пошли дальше.

Порог БСТ. Сразу за муравьём на повороте. Много больших камней. По нашей большой воде вариантов прохода много. Кат врезался в камень и сел на него. Камень — плита размером больше ката. Я поймал улово и махал им. Минут через 5 только они слезли. От прижима к памятнику еле ушли. В общем, хватит на сегодня. Едем на разведку перед Маманей. Чалимся перед точкой невозврата, поднимаем лодки, вещи, каты. Ущелье здесь весьма живописное, и, мать, крутое. Палатки — ужин — Он — ремонт ката. Спать.

День третий. Дневка на Оба-не. 19 ??юля.

Выспались. Поели кашки. Дошили и заклеили рваный кат. Пытались порыбачить над Оба-ной. Безуспешно. Поглядели варианты прохождения Оба-ны — рисковать не стали. Воды много, Внизу струя бьёт в камни, вверх вылетает петух. Решили сходить на Маманю позыркать. Пробираемся по левому берегу. Брёвна, сыпуха. Несколько совсем опасных мест с обрывами. Шли где-то полчаса. Красота что пипец. Поглядели, сделали пару фоток. Тросс висит. Назад решили идти через верх. Там нет сыпухи. Замерили ЖПСкой перепад высот — около 70 метров от верха до воды над Оба-ной. Прибавьте оба водопада. А тут началось. Кто-то нашёл грибы, кто-то развёл костёр, кто-то развёл он. В тот вечер мы доели все сухофрукты. Дождя почти не было, пасмурно. Ночью пошёл дождь.

День четвёртый. Обнос. Кораблекрушение.

Утро было сложным. Кат заклеился вроде нормально, надули его. Поели переоделись и сразу начали обносить Оба-ну. Под ней спустились на воду и привязались. Красиво она смотрится снизу. Убежали от бочки, траверснули струю. Осторожно зачалились перед Маманей. Коллега хотел обноситься через верх, у нас был один карабин. В итоге спускали всё по троссу. Поднимать карабин вверх спинингом не получалось — после второй попытки леска перетёрлась о тросс. Сняли все верёвки с ката. В итоге хватило. По троссу — медненно-, но не надо таскать. Хотя, потом всё равно оттаскивать к воде, и приходится бегать туда-сюда — иначе общаться невозможно. Часа два всё спускали, плюс подготовка, перевязка, перекус. В итоге вышли уже во второй половине дня. Живописнейший каньон, справа шумный приток с огромным уклоном, который какие-то отморозки хотели как-то прыгнуть. Но вот река «пропала».

Тесный. Вода достаточно, каты проходят. На берегу группа с собакой, мы их видели уже на Коротком. Я прошёл второй слив кормой вперёд, коллега прыгнул с фонаря и его заварило, крутило с полминуты. Я его снимал — камера сильно дёргается, потому что комары сильно достают.. один карт прошёл нормально, второй ушёл правее и во втором сливе потерял весло — застряло в камнях. На спасение весла ушло ещё минут 20.

Дольше длинная шиверка. Покатушки что надо. Валы не особо большие, но скорость течения забавляет. Потом мелкие перекатики (я даже на лодке просел немного), потом мост с баней, где есть магазин. Немного затарились, пошли дальше. Там были какие-то порожки, всё смотрели с воды. Между тем вечерело. К Ступеньке мы подошли уже в 10м часу вечера. Перед порогом решили не вставать — коллега сказал, что после порога есть хорошая стоянка, а тут болото. Посмотрели порог. Я сразу сказал, что не пойду. Ничего особенного там не было, но я устал после обноса и длинного ходового дня.

Первым пошёл танк. Перевернулись ещё до основного слива. Всё плывёт вниз. Муха. Завязываю снимать, бегу вверх порога к своей лодке. Бегом обношу ключевое место, Плыву спасать выпавший шмот. Выходная шиверка навтыкала. Это я на лодке, а народ тут жопой плыл.Уплыл метров 700, нашёл только один мешок с верёвками, кажется. Приплыл. Как зачален, считаем потери.

Два бойца из четверых без потерь (они даже спасли вёсла, пиво и сумку с консервами). Один с синяками на спине и замёрз (сплавлялся в плаще, плащ потом мешал выплыть). ?? один с рваной раной в области селезёнки (похоже, удар о камень). ??з шмота уши две палатки и два котелка. ??тог — осталась одна палатка. Котелков нет. Я достаю из заначки маленький котелок. Ставим чай. Коллега обрабатывает рану. Переносим вещи от начала порога, переодеваемся. Ставим единственную уцелевшую палатку, кладём в неё пострадавшего.

Котелок маленький. Готовим есть за 2 раза. Потом чай ещё 2 раза. Дрочерство. Пока всё готовится — думаем, как быть дальше. У нас остались тенты. ??з веток и двух тентов, закрепив их верёвками и скотчем, мы сделали временное укрытие. Хорошо ещё, что не было дождя.

Место это имело дурную славу — воруют. Поэтому было решено дежурить по ночам по двое по 2 часа. Дежурили, спали, контролировали состояние пострадавшего. Было непонятно, что делать.

Вариант 1 — ждать, пока больной поправится, при ухудшении состояния искать другие варианты. Вариант 2 — не дожидаясь ухудшения состояния рвать когти на Шляпу, там резво платить за катер и ехать в Зареченск, где уже вызывать скорую или обращаться в больницу. Вариант 3 — переплыть реку и бежать в деревню Вуориярви в надежде, что там есть автомобиль, на котором мы сможем отвезти больного или поехать за помощью. Но раненому в теории нужен покой, поэтому решено было придерживаться первого варианта. В случае ухудшения состояния у нас было бы в запасе 30-40 часов на срочную госпитализацию. Отправив один кат с больным вперёд, обнося все пороги, мы уложились бы в срок, при наличии на Шляпе катера с адекватным капитаном. Пытались замерить температуру тела водным термометром.

День пятый и шестой. Поправка.

Утро не принесло ничего нового. Состояние не улучшилось и не ухудшилось. Принесли полешко дров, пытались половить рыбу. После ночного дежурства я днём немного поспал. В «Доме» из тентов было огромное количество комаров и мошек, спали в накомарниках. На шестой день больной вылез, состояние стабильное. Бок болит, внутренние органы, похоже, не задеты. Ругается, что не кормили его. Ещё он взял с собой только одни кеды, и они оба порвались. Ремонтирует берестой и скотчем. Такого размера больше ни у кого нет. Дело идёт на поправку. Решаем идти на следующий день, докуда дойдём, хорошо бы до шляпы. По ночам по-прежнему дежурим.

День седьмой. До Котла.

Утром едим и выходим. Коллега привязывает лодку сзади к кату на поводке и заменяет одного гребца, раненый едет пингвином. Шиверки, Каньонный проходим без просмотра. Затем длинный-длинный извилистый плес. Шли его несколько часов. Погода хорошая, просветы.

После маленького порожка подошли к Водопадному. Зачалились, осмотрели первую ступень. Я сразу отказался идти, танк тоже решили обносить. Коллега и к-2 решили идти. Обнёс лодку, провели и обнесли танк не разгружая. Прошли. На это ушло часа два. Было уже 5-6 часов вечера, если не больше. Перекусили сыром и колбасой с галетами. У водопадного ещё 2 ступени, но не такие страшные, как первая. Её прошли без проблем. Я сначала прошёл гребцом на танке, потом на лодочке. Пострадавшие при кораблекрушении шли по берегу.

Вышли с Водопадного и пошли на Котёл. Там 2 шиверки. В одной из них залёг и ударил плечо. Солнце уже низко. Комары просто затрахали, даже посреди русла. За нами шла группа хохлов. Они пошли за нами вверх по Тумче. Заметив это, мы быстро натянули морковку, развесили мокрое барахло на ней и на каркасе бани, который унесли от каменки, обозначив так сферу влияния. ??з этого каркаса, натянув на него тенты, затем сделали «Дом-2». Дежурить на котле уже не надо, после ужина пошли спать.

День восмой и день девятый. На котле. Покатушки на Яме.

За прошлый ходовой день состояние раненого не ухудшилось. Было решено пару дней потупить на Котле, а затем дойти до Шляпы (там 10 км и один порог). Ходили на яму кататься и фотографироваться. Вода высокая, спадающая. Бочка на Яме интересная. Я даже стрельнулся разок. Кстати, с тех пор не стрелялся, хотя уже больше двух лет прошло.

Рыба не ловится. Грибов мало. ОН кончился на второй день. Погода солнечная. Хохлы попросили у нас лука, сигарет.

День десятый. Шляпа.

Вышли, набрали воды в Кутсе, прошли Ночной. Посмотрели карниз. Я сразу обнёс ключевое место и встал на страховку. Каты прошли по треку в середине русла, с заходом между островом и островком. Лодка прошла там же. Пингвин шёл по берегу. Воды много. Бочка под правым берегом способна заварить, наверно, троллейбус. На выходе большие валы, обрызгало хорошо.

Каньон и Змею прошли без проблем. Шляпа частично течёт напрямки, вода высокая. Обношу ключевой слив с прижимом, встаю на страховку. Она не понадобилась. Договариваемся с капитаном, чтоб утром нас забрал, встаём.

Разбираем судна, «Дом-3» строим из двух оставленных деревянных рам. Бегаем на катер за «продовольствием», готовим есть, сушим шмотки. Пытаемся поймать связь, безуспешно. Ужинаем, поём песни, идём спать. Заводим будильник.

День 11й. Кандалакша, поезд.

Утром хмуро просыпаемся, заканчиваем сбор вещей. Катер пришёл даже вовремя, грузимся. На середине водохранилища появляется мобильная связь, звоним насчёт выброски. Катер пристаёт к левому берегу, выгружаемся на пристань. Перезваниваю насчёт выброски — машина уже едет. Перекусываем тушняком, согретом на сухом спирту.

Приехала газель, грузимся. Лодки внутрь. В Кандалакше выгрузились, погранпропуск оставили водителю, побежали за билетами. Ночью поезд. Погуляли по очереди по городу, перекусили. Погрузились, поехали… Дальше, наверно, не так интересно.


Filed under: Без рубрики | Метки: ,
Ноябрь 16th, 2009 18:42:18

Похожие посты:
no comments

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.